Пока люди не выйдут на улицы - это не кризис

Недавно в Ростове управляющий партнёр modxGroup Константин Мауэр побывал на форуме, где деловое сообщество города обсуждало бизнес-тенденции уходящего года и делилось ожиданиями будущего. Картина за редким исключением рисовалась не радужная. Слово «кризис» звучало неоднократно, как из уст представителей потребрынка, так и в выступлениях производственников. Самым оптимистичным сценарием представители бизнеса сегодня считают такой, при котором результат 2014 г. окажется хотя бы не хуже 2013 г. Думаю, и рынок b2b, и реальный сектор, и транспортники свидетельствуют об одном - экономика пока находится в стагнации, а не в кризисе.

"Практически все представители бизнеса говорили о сокращении персонала, минимизации затрат, отказе от всех дополнительных услуг в виде рекрутинга или консалтинга. Показательно, что жалуются на это в основном представители реального сектора экономики.

Считается, что кризис уже наступил, но я уверен, он только подходит. У меня есть знакомый иностранец-бизнесмен. Он говорит, что кризис — это когда у дверей его фирмы 2000 человек  ожидают собеседования на следующий день после того, как он объявил о нескольких вакантных местах. А у нас есть отрасли, в которых на 10 рабочих мест не могут найти ни одного человека. Как только мы почувствуем, что сокращаем людей, и они выйдут на улицу, понимая, что им придется конкурировать между собой за рабочее место, вот тогда мы увидим настоящий кризис.

При этом бизнес, ориентированный на потребительский рынок, еще находится в эйфории. Выступления представителей этого сектора экономики настолько отличаются от выступлений производственников, что невольно возникает ощущение: это представители двух разных миров («айтишники», продвигающие «облачные технологии», в их числе). Банкиры, кстати, на этой встрече говорили, что рынок потребления закончился, так как нечем его поддерживать. И в ближайшее время, уже в следующем году, все те, кто на него ориентирован (рестораторы, отельеры, ритейлеры), это почувствуют.

Сейчас многим становится очевидно, что рынок потребления у нас в стране существовал без рынка производства. У нас гигантское количество потребительских кредитов, которое поддерживает нынешний спрос. Поэтому, когда представитель туристической компании утверждает, что у него на будущий год был запланирован рост в 18%, но затем он скорректировал свой прогноз до 15%, всем понятно, что население начинает экономить. Косвенно это подтверждается ростом вкладов населения при снижении банковской ставки по депозитам — люди начинают откладывать деньги на «черный день».

Первый, кто почувствовал себя плохо на рынке потребления, — это, конечно, автодилеры. По прогнозам аналитиков, в России продажи автомобилей по итогам года упадут на 6%. Естественно, не в сегменте премиум. В масс-сегменте продажи падают стремительно, так как для людей это большие траты. Затем по законам рынка снижаются продажи мебели, электроники. В последнюю очередь останутся продукты питания, бытовая химия, школьные товары, одежда. Это самый низкий ценовой сегмент. По моим ощущениям, рынок потребления схлопывается.

Однако остается открытым вопрос: какая отрасль будет локомотивом в следующем году, если 70% доходов страны идут продажа газа и нефти и этот рынок не расширяется? Нам нужен постоянный приток, чтобы мы чувствовали себя живыми. Как форель или лосось, которые дышат благодаря тому, что через их жабры проходит вода. В стоячей воде они умирают, так как нет притока кислорода. Цена на нефть расти не будет,  продавать ее больше мы тоже не сможем. Поскольку экономить никто не собирается (Сочи-2014, ЧМ-2018 г.), а бюджет имеет социальную направленность, экономику ждет стагнация. Толчков для развития я абсолютно не вижу.

На этом фоне к деловому сообществу приходит понимание, что нужно уделять больше внимания эффективности работы, создавать более привлекательный продукт, особенно в условиях глобальной конкуренции. Многие компании сейчас оптимизируют производство, сокращают аппетиты, экономят на продвижении. Некоторые подумывают о сокращении штатов с одновременным повышением зарплаты оставшемуся персоналу. Но повышение зарплат не гарантирует автоматический рост производительности труда. Сегодня выживают и добиваются успеха те, кто ведут свой бизнес, стремясь снизить операционные расходы при сохранении высокого качества выпускаемых товаров и услуг. Своевременным решением для многих может стать и делегирование непрофильных бизнес-функций или частей бизнес-процесса специализированным компаниям. Иными словами – аутсорсинг. Это, кстати, способствует прозрачности бизнес-процессов, и, как следствие, повышению инвестиционной привлекательности."

Константин Мауэр. Деловой Квартал №25-26 (244-245) 23.12.2013г.

Ростов-на-Дону
+7 (863) 263-10-56
+7 (863) 263-42-98
г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 176
rostov@mauer-group.ru
Москва
+7 (495) 646-80-76
г. Москва, проспект Вернадского, 96, 2-й подъезд,3-й этаж, 330 офис
iskchconsult@gmail.com
Санкт-Петербург
+7 (812) 635-75-47
г. Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 7, лит. А, пом. 1Н, пом. 418
office@ncauditors.ru
Карта сайта © 2008 - 2024 MauerGroup русский english deutsch