«Рост экономики остановился», «замедление переходит в резкое торможение» - примерно такими словами сегодня описывают основные тренды в российской экономике различные деловые издания. Очевидно одно - период экстенсивного роста в экономике закончился, началась пора экономии на издержках. «Нужно бежать не туда, где шайба, а там, где будет шайба», - гласит известный спортивный принцип. Считаю, что будущее бизнеса в страховании рисков и аутсорсиинге финансовых функций.
Чтобы выжить на рынке, нужно создавать более привлекательный, чем у конкурентов, продукт и работать эффективнее них. Это прописные истины бизнеса, которые на деле каждый собственник воплощает в жизнь по-своему. Если до кризиса все бежали вперед, покоряя новые территории, капитанам бизнеса некогда было заниматься внутренней структурой – многие имели хорошую доходность, а ошибки прощал рынок. Сейчас мнение активного бизнеса таково: победить конкурентов можно только оптимизацией бизнес-процессов. Все, что связано с эффективностью управления, нуждается в коренной перестройке.
Занимаетесь ли вы продажами или производством, прежде всего вы стараетесь минимизировать свои затраты и предусмотреть возможные риски. Среди прочего, риски могут таиться в ошибках бухгалтера — от некорректного и неполного заполнения форм бухгалтерской отчетности до, например, неправильного начисления зарплаты иностранным работникам. Некоторые из этих ошибок могут привести к штрафам за нарушение трудового или налогового законодательства и, как следствие, ненужному вниманию соответствующих органов.
Следует учитывать, что содержание бухгалтера ограничивается не только выплатами ему заработной платы, но и необходимостью регулярно тратить средства компании на информационные программы и их обновление (Гарант, Консультант, 1С, и др.), а также обеспечение контроля работы бухгалтерии (аудиторские проверки). Добавим сюда необходимость затрат на организацию рабочих мест (закупку оргтехники, оплаты интернет-трафика, канцтоваров и др.), а в отдельных случаях и организацию архива с его хранением в спецпомещениях. Кроме того, бухгалтеры, как и другие работники, болеют, уходят в отпуск, декрет и, конечно, увольняются. Эти обыденные ситуации иногда могут надолго парализовать работу компании.
Интересен опыт иностранных компаний из Западной Европы, где накоплен большой опыт систематизации и эффективности труда. Здесь есть специализированные структуры, которые много лет занимаются отдельными направлениями деятельности компаний, берут на себя все профессиональные риски и страхуют их. У нас в стране еще не сложился так называемый продвинутый капитализм, где эти технологии хорошо отработаны, мы находимся на переходном этапе. У нас руководитель компании у нас отвечает за всё, риски несет на себе.
В силу разных причин аутсорсинг финансовых услуг (в частности — бухгалтерских), пока не достиг в России таких же показателей, как, например, в США. Здесь практически каждая четвертая компания передала на аутсорсинг ведение финансов. В посткризисное время услуги компаний-аутсорсеров стали пользоваться спросом и у нас в стране.
Имя компании-аутсорсера и ее репутация на рынке очень важны при выборе ее в качестве партнера. Особенно важно, есть ли у нее опыт взаимодействия с сильными иностранными компаниями, развивающими свой бизнес в России. Это опыт позволяет ей перенимать технологии и адаптировать их к российским реалиям. Важно, чтобы риски аутсорсера были застрахованы (в modxGroup они, например, застрахованы в «Ингосстрахе»). Наличие в такой компании внутренних департаментов, отвечающих за разные направления в финансовой деятельности, позволяет создать в ней структуру внутреннего контроля. Своими силами такая компания периодически проводит внутреннюю аудиторскую проверку результатов работы департамента бухгалтерского сопровождения (это, как правило, включено в стоимость бухгалтерского обслуживания для компаний-клиентов). Департаменты налогового и юридического консультирования при этом в рабочей обстановке разбирают сложные вопросы бухгалтерского и налогового учета, что не под силу одному бухгалтеру, каким бы опытным он ни был.
Для российских предпринимателей важно отметить, что основное преимущество аутсорсинга заключается не только в возможности избежать ненужных затрат. Это, прежде всего, возможность акцентировать свое внимание на основной деятельности, не отвлекаясь на вопросы организации учета. Это также шанс получить в лице специализированной компании партнера-консультанта с высоким профессиональным уровнем компетенций.
Со временем российский бизнес, особенно крупный бизнес в регионах, придет к тому, что на аутсорсинг будет отдан ряд сложных и затратных секторов организации бизнес-процессов. Например, юридическое, бухгалтерское сопровождение бизнеса с полной или частичной передачей функционала. Это также кадровое делопроизводство и расчеты по заработной плате. Особенно это важно для компаний, где актуален вопрос конфиденциальности информации о размерах заработной платы и иных вознаграждениях, выплачиваемых сотрудникам.
Эффективность — это одно из главных слов на ближайшие годы. Сейчас оно подразумевает внутреннюю оптимизацию бизнеса, так как в большинстве случаев сейчас у него нет возможности расширять линейку и выпускать новый продукт. Все тенденции последних лет сводятся к тому, чтобы применять аутсорсинг, так как он хорошо зарекомендовал себя в мире на протяжении многих лет использования. Чтобы была рентабельность, нужно снижать затраты. Как только российские компании научатся грамотно это делать, настанут другие времена для всей экономики. Отступать некуда - впереди битва за минимальную маржинальность.
Константин Мауэр
Карта сайта | © 2008 - 2024 MauerGroup | русский english deutsch |